СЛОВА СОБИРАТЬ - МОЁ РЕМЕСЛО
Они объяснят нам: мы спали, мы были больны; мы плелись в захламленном нигде в бездарном безумии взрослых людей, серьезных людей в предсказуемом мире. И все же на кухне в холодной квартире мы грелись рассказами наших гостей; мы жили в словах, мы носились в эфире, мы ждали дождей, кораблей, лебедей.
Мутация в генах, пульсация в венах и свет, что тебя заливает мгновенно, и строчка, бегущая из-под руки -– мы неотдалимы и неотделимы от них, от Небесного Иерусалима, мы камень его, его воздух и глина самим же себе вопреки.
* * *
Почитай мне на ночь. Про что угодно. Эта серая ветреная погода с полумесяцем, вынутым из тумана -– дивный фон для производственного романа. Год издания – где-то пятидесятый, . потому персонажи слепы, как котята. И герой в нем стойкий и оловянный. Он не вскроет вены, закрывшись в ванной, но, уйдя на пенсию, будет гордо вспоминать при внуках про эти годы -– про стальную хватку советской власти, изобилие, всенародное счастье. Никогда не поймет, почему мне стыдно. Никогда не поймет, что такое стадо, по костям идущее, как велели. Островки свободы в архипелаги собираются. По морю, что мелеет, не уплыть под парусом из бумаги,
из сожженной после прочтенья страницы к процитированной Мандельштамом синице.
Хорошо, что герой остается в книжке. И ему спокойней, и внукам легче. Только нам наврали, что время лечит. Время пахнет кровью и вечным срамом, бесконечные списки убитых нижет! и чем шире обзор, тем мрачней панорама.
* * *
Ты знаешь, любимый: слова собирать – мое ремесло. Но кто мог подумать, что мне будет так тяжело, пытаясь сказать о любви, что естественна, словно дыханье, угнаться за легкими, верткими стайками слов! Она не желает входить в берега, становиться стихами, и здесь я бессильна: теченье меня унесло туда, где любые слова неизбежно стихают, и только от главного, первого Слова светло.
* * *
Это была равнина, засыпанная камнями. Их поднимали, но вскоре снова на землю роняли. Глаз не давая вскинуть даже на тех, кто рядом, камни текли потоком в высохшем русле взгляда. И на вопрос нечаянный: «Что они означают?» – отклик: «Храни молчание. Камни - комки молчанья».
* * *
Как терпеливо меня учили... В самом начале – по чайной ложке, в самом начале – по крошке яда вплоть до того, как обрушить небо, чтобы мне было куда податься. Точно с рук на руки передавали. Так и плыла по родным ладоням -– хрупкий кораблик в голодной бездне – -чтобы однажды увидеть Землю
(вряд ли все будет настолько просто...)
* * * *
Как нелепо, что время – неделя, век ли -– со своим содержимым – людьми, домами -– превращается в тексты десятым кеглем на формате А-6 у меня в кармане.
И течет напролом, не сбавляя боли (в чем ее измеряют – в амперах? в вольтах?) бесконечное – через пока живое, словно ливни взахлеб, словно злые орды.
Сколько сотен лет мы учили буквы говорить и смеяться, кричать и плакать- ничего не напутают, не забудут, пронесутся сквозь нас на неслышных лапках,
заберут с собой – по дрожащей жилке, по звенящей нитке, чтоб лучше пели... Будем падать, падать в чужие жизни, словно мелкий дождик – десятым кеглем...
* * *
По белому полю, по раннему снегу, по первому зову. Ты хочешь назад, но у близкого неба другие резоны. Вперяется зорко.
Сквозь смертные руки – несметные строки, безвестные сроки. Короткая сказка, огромное солнце над небом широким. Великая стройка.
Распахнуты створки. Сквозняк за плечами – на выход с вещами. И вся эта стая рванется на волю, ликуя, дичая. Но я не прощаюсь.
* * *
Ждать на подземном ветру, когда унесет наружу... Не говори ничего: выйдет себе дороже. Не зарекайся ни от чего, как бы ни вынуждали: главное в нашей работе – не оправдать ожиданий.
Просто иди, молчи, шлепай себе по лужам. Что я тебе скажу: мы не сделаем этот мир лучше. Мы его сделаем хуже – вдвое невыносимей. Давай пририсуем хотя бы белую птицу на синем,
чтобы было куда поднимать глаза, когда надоест их прятать. Мы не умеем, но все равно – нарисуем две птицы рядом, как компенсацию наших сложных и мрачных текстов. Пусть им не будет страшно, пусть им не будет тесно...
* * *
...дай мне время смотреть чудеса, создавать чудеса. Петь на разные голоса. Тяжелеть на весах.
Быть разъятой на полюса и закутанной в небеса. У тебя в гостях, у тебя в горстях каждый день открывать глаза.
* * *
ОЧЕНЬ ЖЕНСКОЕ
Зашивая дырявый носок и готовя еду, собирая себя по частям после слишком короткого сна, я упорствую в вере, что я хоть куда-то иду -– потому что без этого даже и жизнь не нужна.
Сочиняя стихи не с пером, а с иголкой в руках, -– если сильно припрет, то любой антураж – ерунда, -– сомневаюсь, что место поэзии – в райских садах. Ей и кухня мила, раз частенько заходит сюда!
Расстоянье до Бога – я мерила – всюду одно. Чтобы с Ним разговаривать, мне не нужна гора.
Кошка лезет меня целовать в пять часов утра; солнце в небе иное, чем было еще вчера; город юн и прекрасен; на пятке опять дыра; и все это – поэзия, это Его игра.
И, не веруя в горы, я так же не верю в дно.
* * *
Снег без эпитетов, просто снег шел со мной рядом, пока я болела, слева направо и справа налево -– я не успела его прочитать. Из-под неплотно захлопнутых век падало слово, летело, белело. В мягкое марево рушилось тело и на снегу оставалась черта – -
четкая, черная, человечьим следом лежащая в белизне. Тень моей рваной, бессмысленной речи. Снег продолжался, и слышалось мне: так лишь и пишут – непрочным на вечном. Здесь, на земле, больше незачем, нечем. Каждое слово стремится навстречу этому легкому свету извне.
* * *
В новом мире, куда мы пришли к незнакомым предметам и людям, что себя выражают в поспешных и сбивчивых числах – - в этом мире мы будем расти, и творить, и учиться, и построим себя, если только себя не забудем.
Кое-как продираясь вперед сквозь призывно лепечущий глянец, кое-как разбирая слова, что проносятся над головою, разбазаришь впустую полжизни и даже не глянешь, как спешит тебе вслед твое время с распискою долговою.
Но в пригоршни тоску набирая, лицо поднимая, успевая в зрачки уместить горизонт непочатый, ты увидишь взамен, как прорвется секунда немая и стихи побегут по пятам, как степные волчата. |
|