Памятник А.С.Пушкину в Ташкенте

Каждый из нас видел множество портретов Пушкина, живописных и скульптурных, исполненных порой крупнейшими  художниками. А многие ли из них передают ту ускользающую суть, которая воплощена в легких, вроде бы небрежных, изумительных по самоиронии и точности штриха рисунках-автошаржах самого Александра Сергеевича? То самое, как будто несоединимое, дарованное лишь гению: безоглядное земное жизнелюбие – и печальная мудрость всепонимания, неподвластная никаким узам горняя «надмирность» духа – и бремя «невыносимой легкости бытия»…

Может быть, среди тех, кто оставил нам изображения Пушкина, ближе всех подошел к его тайне автор «ташкентского» памятника, замечательный скульптор М.К. Аникушин.

Мне довелось несколько лет назад услышать от доктора искусствоведения, ныне покойного профессора Р.Х. Такташа рассказ об истории создании этого памятника.

– К тому времени, когда эта работа была заказана Аникушину, – рассказывал Рафаил Ходиевич, – другая скульптура Пушкина этого же автора уже несколько лет украшала Площадь искусств в Ленинграде,  напротив Русского музея. Но, как ни странно, тот памятник, созданный раньше, представляется мне менее удачным, – может быть, из-за подчеркнутого пафоса позы, воздетой вверх руки… «Наш» же монумент очень сдержан по внешнему решению (даже руки у Пушкина за спиной), – что довольно необычно для образа романтического поэта, – и в то же время  исполнен удивительной экспрессии, он – летящий!.. Художник нашел очень точную меру движения и пропорций. Вглядитесь в этот облик, столь изысканный в своей простоте: вы не сможете не ощутить утонченность, благородство, душевную красоту поэта, которые так проникновенно переданы автором скульптуры. Кажется, что Пушкин запечатлен здесь таким, каким, наверно, он бывал в минуты вдохновения, в миг таинства рождения стихов…

Сам скульптор присутствовал на открытии памятника у нас в Ташкенте.  Небольшого роста, живой, веселый человек, интересный собеседник, о себе он рассказывал мало, в основном предметом наших бесед был Пушкин.

Неудивительно – работа над воплощением его образа стала главным делом жизни выдающегося художника.

Действительно, если говорить о «нашей» скульптуре, по-прежнему, к счастью, украшающей столицу Узбекистана, – очень немногие из существующих ныне на территории СНГ памятников поэту могут сравниться по художественной ценности, мощи и выразительности с этой аникушинской работой. Может быть, лишь знаменитые работы Опекушина, Клодта в Царском Селе, Олега Комова в Твери… Всякий раз, проезжая по Пушкинской и видя этот прекрасный памятник, не устаю радоваться тому, какой чудесный подарок получил наш город. Это не просто слова: по художественным достоинствам «ташкентский» Пушкин – безусловно, шедевр, которым может гордиться любая столица.

«И в бронзе выкованной славы
трясешь ты гордой головой…»

Но, если уж говорить о славе, – как не вспомнить другие поэтические строки – о «яркой заплате на ветхом рубище певца»… И впрямь, еще одно подтверждение этой мудрости было дано на нашей недавней памяти, и, по иронии судьбы, связано оно, хоть и косвенно, с тем же Аникушиным. Дело в том, что, как говорится, «энное количество лет назад» тогдашнее руководство Джизакской области заказало Михаилу Константиновичу бюст Ш. Р. Рашидова. Заказ был выполнен, но неудачно, так как работать пришлось не с натуры, а по фотографии. Бюст «перезаказали» другому скульптору – Я. Шапиро. Тот сделал лучше, но… Наступили другие времена – и памятник поспешили переплавить… Однако история на этом не закончилась, как никогда не заканчивается она на абсурде. Снова сменилась эпоха, – и на родине многолетнего руководителя нашей республики все же вернулись к мысли о том, чтобы установить ему памятник здесь. И пришлось… второй раз заказать бюст тому же Шапиро. Поучительный пример политической суеты…

…Цветут розы у подножия легкой, летящей скульптуры, и «Пушкина пресветлый взгляд» осеняет улицы Ташкента, знаменуя бессмертие культуры. Спокойная и свободная поза, стройная фигура, немного откинутая назад голова, словно поэт вглядывается во что-то, недоступное нам в дали будущих веков… Вечно зовя за собою и вечно – недостижимый…

Лейла Шахназарова.