Константин ВАНШЕНКИН НА ПРОСТОРАХ ЖИЗНИ КОЧЕВОЙ
О поэте Наталье Буровой
По-разному складываются судьбы поэтов. Одни начинают рано и сразу ярко, сильно, другие набирают свой голос постепенно; одни вдруг, словно бы ни с того, ни с сего, смолкают; у других талант по-настоящему раскрывается лишь в поздние годы, когда никто этого от них уже и не ждал. И так далее. Вариантов сколько угодно. Наталью Бурову "открыл" еще в середине сороковых годов Владимир Луговской. Она приехала из Средней Азии в Москву, в Литературный институт, где трудно было кого-нибудь и чем-нибудь удивить, - там собралось тогда немало талантливой молодежи. Но ее стихи удивляли. Удивляли своей ранней зрелостью, своеобразием. Запахами, звуками, самим воздухом степи и пустыни. Однако этого было, вероятно, недостаточно для долгой серьезной работы, таило в себе опасность самоповторения. Н.Бурова почувствовала это раньше, чем кто-либо другой, инстинкт художника подсказал ей решение: исчезнуть с литературного горизонта. Она уехала. Ее вспоминали, недоумевали: где же она? А она вернулась в Узбекистан, работала чертежницей, статистиком, ездила с поисковыми партиями по степям, горам и пустыням. И писала стихи. Ее первая книга вышла в 1965 году в Москве. Сейчас 1 у нее несколько поэтических книг. Наталья Бурова - своеобразный лирик, обладающий собственной манерой, интонацией, умением сказать непохоже на других. В ее стихах постоянно присутствует ощущение простора кочевой жизни, - не в старом, а в новом понимании этого слова - жизни изыскателей, геологов, топографов, строителей, - жизни неспокойной и прекрасной. И ощущение близости для автора обычаев и нравов этих мест, этих дорогих сердцу людей. Стих Буровой строг, четок. Посмотрите, насколько точны ее определения - эпитеты. "Сухой п о л и р о в а н н ы й лед". А вот другой лед, "речной, г у б ч а т ы й". Золотоносный "п л а с т и н ч а т ы й песок". "Г л а з а с т а я лягушечья икра". 2 Эти примеры говорят о высоком уровне поэтического мастерства. Поэт рисует нам многочисленные картины, зримые, запоминающиеся: Свет холодной лунной полосы Полотенцем падает с окна. Можно привести многие стихотворения и сочного письма, и четкого рисунка: "Долгие дни в вагоне не было тишины", "У начала больших синеватых степей", "Впереди закричал паровоз", "Вот и мне надоела езда", "Женщина пела"… В них есть не только пейзаж, но - обязательно - настроение. Стихи Н.Буровой отличает психологическая точность, обоснованность. Когда она говорит: Мне хотелось нарочно на льду поскользнуться, // Чтобы ты мне упасть на дорогу не дал, - мы верим этому простому и естественному движению человеческой души. Это, пожалуй, главный признак искусства - художественная убедительность. Наталья Бурова знает цену поэтическому слову, как знают в пустыне цену глотку прозрачной воды. Манера ее несуетна, стих таит в себе энергию. Поэт славит своей лирикой подвиг и благородство человека, мудрость жизни, бессмертие бытия. Уверен, что читателя ждет немало радостный открытий и счастливых минут, когда он останется наедине с этой талантливой книгой 3.
1. Написано в 1974 году. 2. Курсив везде мой. - К.В. 3. Предисловие к книге стихов Натальи Буровой "Зеленые шары". Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, Ташкент, 1974 год.
---------------------------------------------------------------------------------------------- ПОЭЗИЯ
|