Константин ВАНШЕНКИН

 
НА ПРОСТОРАХ ЖИЗНИ КОЧЕВОЙ

О поэте Наталье Буровой

 

По-разному складываются судьбы поэтов. Одни начинают рано и сразу ярко, сильно, другие набирают свой голос постепенно; одни вдруг, словно бы ни с того, ни с сего, смолкают; у других талант по-настоящему раскрывается лишь в поздние годы, когда никто этого от них уже и не ждал. И так далее. Вариантов сколько угодно.

Наталью Бурову "открыл" еще в середине сороковых годов Владимир Луговской.

Она приехала из Средней Азии в Москву, в Литературный институт, где трудно было кого-нибудь и чем-нибудь удивить, - там собралось тогда немало талантливой молодежи.

Но ее стихи удивляли.

Удивляли своей ранней зрелостью, своеобразием. Запахами, звуками, самим воздухом степи и пустыни. Однако этого было, вероятно, недостаточно для долгой серьезной работы, таило в себе опасность самоповторения. Н.Бурова почувствовала это раньше, чем кто-либо другой, инстинкт художника подсказал ей решение: исчезнуть с литературного горизонта.

Она уехала.

Ее вспоминали, недоумевали: где же она?

А она вернулась в Узбекистан, работала чертежницей, статистиком, ездила с поисковыми партиями по степям, горам и пустыням.

И писала стихи.

Ее первая книга вышла в 1965 году в Москве. Сейчас 1 у нее несколько поэтических книг.

Наталья Бурова - своеобразный лирик, обладающий собственной манерой, интонацией, умением сказать непохоже на других. В ее стихах постоянно присутствует ощущение простора кочевой жизни, - не в старом, а в новом понимании этого слова - жизни изыскателей, геологов, топографов, строителей, - жизни неспокойной и прекрасной. И ощущение близости для автора обычаев и нравов этих мест, этих дорогих сердцу людей.

Стих Буровой строг, четок.

Посмотрите, насколько точны ее определения - эпитеты.

"Сухой  п о л и р о в а н н ы й  лед". А вот другой лед, "речной,  г у б ч а т ы й".

Золотоносный "п л а с т и н ч а т ы й  песок". 

"Г л а з а с т а я лягушечья икра". 2

Эти примеры говорят о высоком уровне поэтического мастерства.

Поэт рисует нам многочисленные картины, зримые, запоминающиеся:

Свет холодной лунной полосы

Полотенцем падает с окна.

Можно привести многие стихотворения и сочного письма, и четкого рисунка: "Долгие дни в вагоне не было тишины", "У начала больших синеватых степей", "Впереди закричал паровоз", "Вот и мне надоела езда", "Женщина пела"…

В них есть не только пейзаж, но - обязательно - настроение.

Стихи Н.Буровой отличает психологическая точность, обоснованность. Когда она говорит: Мне хотелось нарочно на льду поскользнуться, // Чтобы ты мне упасть на дорогу не дал, - мы верим этому простому и естественному движению человеческой души. Это, пожалуй, главный признак искусства - художественная убедительность.

Наталья Бурова знает цену поэтическому слову, как знают в пустыне цену глотку прозрачной воды. Манера ее несуетна, стих таит в себе энергию.

Поэт славит своей лирикой подвиг и благородство человека, мудрость жизни, бессмертие бытия.

Уверен, что читателя ждет немало радостный открытий и счастливых минут, когда он останется наедине с этой талантливой книгой 3.


  ---------------------

1. Написано в 1974 году.

2. Курсив везде мой. - К.В.

3. Предисловие к книге стихов Натальи Буровой "Зеленые шары". Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, Ташкент, 1974 год.

 

----------------------------------------------------------------------------------------------

ПОЭЗИЯ

Не увижу я больше Сурх-оби...