ХАЛАТ-ФАРАДЖИ,
ПАРАНДЖА И ЧАЧВАН


Считают, что слово «паранджа» происходит от персидского слова «фараджи». То есть, историки предполагают, что существовал такой халат-фараджи, некогда носившийся в Египте, и уже оттуда распространившийся на восток, в восточные же страны.

У среднеазиатской паранджи, однако, есть более древний прототип.

Еще в эпоху античности (V век до нашей эры - V век нашей эры) согласно археологическим данным (то есть, если просто присмотреться к одеяниям на терракотовых фигурках богини Анахит), несомненно: женщины носили головные накидки в виде халатов с руками или без рукавов.

В эпоху феодального средневековья эти накидки и трансформировались в тот вид одежды, о котором мы будем говорить дальше.

Согласно древнейшим письменным источникам и прекрасным книжным миниатюрам, в Средней Азии халат-фараджи существовал, как верхняя одежда не только женщин, но и - ученых, духовенства, государственных чиновников.

Это было длинное, до пят, одеяние, выполненное из шелка, льна или сукна с очень длинными же, до колен, рукавами, а также - с большой центральной застежкой. Часто его украшала густая вышивка и немалые нашитые драгоценности.

Такой халат мужчины носили, обычно продев обе руки (впрочем, случалось, что только одну руку), внакидку на плечах. Для удобства пользования на рукавах около плеч делались разрезы, через которые при необходимости и просовывали руки.

Женщины в этот период, хотя и имели достаточно разнообразную одежду, но не забывали и про точно такие же халаты, также часто нося их внакидку на голове или на плечах. Такая одежда была самой различной по длине с великим разнообразием застежек и с рукавами от коротких (почти до под мышек) и до длинных (даже и ниже колен). Она выполнялась из прямоугольного куска ткани.

Ношение халатов поверх головы постепенно привело к тому, что рукава утратили свою функцию, и, так как они мешали при ходьбе, их отбросили назад и скрепили внизу.

Лишь в головных накидках, употребляемых при верховой езде, еще очень долго делали вертикальный разрез, чтобы руки могли удерживать уздечку и повод. Но у тех, кто переставал быть всадником, подобный разрез утрачивал свою функцию. И тогда, не нарушая традицию, его заменяли декором: разреза не делали, но в отведенном для него месте появлялась вышивка, нашивалась тесьма, кисти, делалась бахрома.

В XVIII-м - XIX-м веках форма фараджи значительно изменилась.

Если раньше его делали из мягких тканей и, естественно, форма халата была приближена к контурам человеческой фигуры, то теперь его стали шить из плотных тканей. Форма стала широкой, жесткой, полностью скрывающей абрис живого человека. Такой халат в виде головной жесткой накидки постепенно становится обязательной частью женской одежды и обретает известное нам звуковое имя - «паранджа» от искаженного - «фараджи».

Слияние двух одежд, описываемого нами халата и - прозрачного покрывала для лица, происходило постепенно. Само появление чачвана (также от искаженного словосочетания - «чашм банд» - «повязка для глаз»), то есть, сетки из конского волоса, закрывающей лицо, первоначально не было связано с паранджой.

Обычай прикрывать лицо на Востоке восходит к доисламской эпохе, к одежде кочевников-арабов и к монгольским костюмам.

В Монголии это были особые лицевые накидки из прозрачной, похожей на вуаль, ткани, закрывающей только верхнюю часть лица; у арабов же это была чадра, скрывающая лицо полностью, оставляя открытыми только глаза. Ношение такого рода накидок всегда обусловливалось климатическими условиями, так как частые песчаные и пыльные бури, яркое обжигающее солнце требовали «сокрытия» лица.

Чачван из конского волоса вошел в быт среднеазиатских народов в XVIII веке.

Если паранджу кроили и вышивали специальные мастерицы, то чачван обычно изготавливали «люли» - местные цыгане.

Причина появления чачвана и определение времени, с которого он стал частью паранджи, этнографами окончательно не установлены. В основном бытует версия, что паранджа с чачваном появилась в результате окончательного «закабаления» женщин. Но это слишком поверхностное объяснение. При этом как-то забывается, что густая черная сетка не приобрела широкого распространения: в целом ряде регионов на территориях нынешних государств - Узбекистана и Таджикистана, не говоря уже о других народах Средней Азии, Казахстана и Передней Азии, чачвана никогда не носили. Хотя в них и существовали все те же головные накидки, а также - и чадра.

Как мы сказали, с XVIII века в отдельных местах региона ношение паранджи (не всегда, впрочем, с чачваном) считалось обязательным. И она, как любой другой вид одежды, всегда отражала социальный, региональный и возрастной факторы. Почти каждая становилась своеобразным произведением искусства. Она выполнялась из самых различных тканей и богато декорировалась.

В начале же прошлого XX века широкие социальные потрясения в числе других привели и к еще одному общественному движению, известному под названием «худжум» - «освобождение», к движению за эмансипацию женщин. Не только убеждением, но едва ли не силою, ношение паранджи было остановлено. Она постепенно исчезла из повседневной жизни, хотя, еще некоторое время оставаясь в качестве ритуальной одежды.

На основании этой краткой исторической справки можно сделать следующие предположения:

- ношение описываемых халатов было обусловлено резко-континентальным климатом региона: когда холодно, халат носили, вдевая руки, а когда жарко - внакидку, что улучшало вентиляцию под-одежного слоя воздуха;

- ношение лицевых покрывал, вроде чадры или яшмака (у туркмен) также обусловлено климатическим своеобразием, - они выполняли роль своеобразного респиратора во время пыльных или песчаных бурь и скрывали нежное лицо от палящих лучей солнца.

- ношение подобной одежды было и особым фактором, определяющим различия в социальном положении женщин.

Одним словом, история паранджи длительна, сложна, неоднозначна и - еще до конца не написана.