На берегу прекрасной реки Ик в Ермекеевском районе Башкортостана раскинулось мое родное село Исламбахты. Из него вышло много известных людей, которые трудились и трудятся в сельском хозяйстве, промышленности, науке, просвещении и культуре. Один из них — Явдат Хасанович Ильясов (1929—1982), писатель, журналист и переводчик. Прожил он всего 53 года, его жизнь оборвалась трагически в самом расцвете его творчества. Тем не менее он успел оставить богатое литературное наследие: девять романов и повестей на исторические темы, множество стихов, рассказов, очерков и статей, большое количество переводов с башкирского, узбекского, каракалпакского и крымско-татарского языков на русский…

Детские и школьные годы Явдата прошли в Ташкентской области Узбекистана, куда его увезла мать Сайдикамал-апа во вновь созданный хлопкосовхоз «Пятилетка Узбекистана». Позже, приезжая в родное село, он общался с учителями, посещал школьную и сельскую библиотеки, увлекался исторической литературой. книгами на русском языке. В результате этого увлечения он и стал потом русскоязычным писателем Узбекистана, автором произведений о древнем Востоке.

Наша река, чистая и спокойная летом, бурная и стремительная в половодье, изумительная природа в окрестностях давали немало пищи для будущей творческой жизни нашего земляка. Он пристрастился к рисованию и живописи: писал пейзажи, натюрморты, портреты. Продавая чилижные метелки и березовые веники на абдуллинском базаре, на заработанные деньги покупал кисти и краски. Спустя годы признавался, что если бы не стал писателем, то непременно был бы художником. Однако художником-живописцем он оставался и в своей прозе. А начало его литературной деятельности относится к 1949 году, когда Явдат Ильясов учился в Белорецком педагогическом училище. На страницах городской газеты «Белорецкий рабочий» публикуются его первые стихи и очерки о строителях и сталеварах, о славном городе металлургов. Тогда он был активным членом литературного объединения «Плавка», созданного при редакции газеты. Не бросал он и своего увлечения рисованием: оформлял стенгазету училища, стенды во Дворце культуры металлургов, писал дружеские шаржи на друзей и знакомых.

Как особо важный этап творческого пути будущего писателя следует отметить период его работы в редакции республиканской молодежной газеты «Ленинец» — «Ленинсы», где в 1952 году он возглавлял отдел литературы и искусства. В это время он публикует свои статьи и стихи, дружит с поэтом Кадыром Даяном, который скорее всего и благословил его на литературное поприще. Ильясов же, в свою очередь, перевел на русский язык детскую книжку К. Даяна «Подарок» (изданную Башкнигоиздатом в 1958 и 1966 гг.) и ряд стихотворений: «С соседом я поделился», «Коль сам не можешь ты гореть...», «Трель соловья», «Орел и соловей» и другие. В архиве писателя бережно хранилась фотография К. Даяна с дарственной надписью поэта. Ныне она передана в Ермекеевский историко-краеведческий музей.

Дружил Явдат Ильясов также с Зульфаром Хисматуллиным, Вадимом Мироновым, Евгением Рассказовым, написал ободряющую рецензию на поэму П. Куликова «Крепыши» и отклик на поэму Е. Рассказова «Живая цепь».

В это же время публикуются его заметки, зарисовки и очерки о начинающих поэтах и молодых художниках, о работе сельской и республиканской библиотек, а также первая большая статья о прославленной балерине Гузель Галиевне Сулеймановой — «Солистка балета». Думаю, что тогда Явдат Ильясов не знал, что ее отец тоже наш земляк-исламбахтинец.

Вскоре жизненная судьба забросила Явдата в Среднюю Азию, и дальнейшая его творческая жизнь была связана с Узбекистаном, где он создает эпические произведения о далеком прошлом, воскрешающие седую древность Востока.

Будучи корреспондентом, он объездил весь Узбекистан, бывал в Киргизии, Туркмении, Казахстане и Таджикистане. Это позволило ему глубоко изучить жизнь, быт, обычаи и нравы здешних народов, далекие предки которых немало крови пролили в борьбе с персами и македонцами, отстаивая свою независимость и свободу.

Так наш земляк оказался в далеких краях. И на чужбине, прежде чем стать признанным писателем, Явдат Ильясов прошел нелегкую жизненную школу, перебрав немало разнообразных профессий: был пастухом и трактористом, пекарем, художником и чертежником, учителем, библиотекарем и клубным работником... В Ташкенте он работал в редакциях газет «Комсомолец Узбекистана», «Физкультурник Узбекистана», «Ташкентская правда», был заведующим отделом поэзии журнала «Звезда Востока». На страницах этого журнала в 1956 году и появляется первый исторический роман Я. Ильясова «Тропа гнева». В нем рассказывается о борьбе массагетов против вторгшихся в Среднюю Азию персов. Герой романа Ширак, обрекая себя на смерть, ведет персидское войско в пустыню, которая поглощает агрессоров.

Это произведение, а также книги «Согдиана», «Черная вдова», «Пятнистая смерть», «Стрела и солнце», «Золотой истукан», «Месть Анахиты», «Заклинатель змей» были любимы читателями еще при жизни писателя, высоко оценены литературной критикой. Они рассказывают об эпохе Кира, Дария и Александра Македонского, о далеком прошлом Центральной Азии, о возникновении великих государств и их крушении, о сказочной роскоши и беспросветной нищете, о героической борьбе порабощенных народов с захватчиками.

Повесть «Месть Анахиты» тематически отнесена к отдаленной от нас двадцатью веками эпохе римского владычества, времени походов завоевателей на Восток, о последнем походе римского завоевателя Марка Лициния Красса, который закончился бесславием и гибелью самого предводителя римских легионеров.

Страшное прозвище «Черная вдова» (ядовитая паучиха) получила в средневековом Хорезме красавица Гуль-Дурсун, дочь одного из городских правителей; ради татаро-монгольского царевича Орду-Эчена, осадившего город, она умертвила мужа — отважного воина, возглавлявшего оборону, и подло выдала завоевателю своих героически сражавшихся сородичей; из-за ее черной измены город был разрушен. Эту легенду и взял за основу своей одноименной повести Я. Ильясов.

А в основу повести «Пятнистая смерть» легло старинное сказание о Томирисе, царице свободолюбивого народа саков, сумевшей в тяжелый для своего народа час возглавить борьбу за независимость родной земли; гражданский долг для нее превыше всего.

В центре повести «Золотой истукан» судьба славянина Руслана, попавшего в плен к хазарам и испытавшего много невзгод на пути к осознанию необходимости братских связей племен Востока и Запада.

Несмотря на то, что произведения Ильясова переносят нас на века и тысячелетия назад, в прошлое, они продолжают волновать читателя, остаются созвучными нашему «смутному времени», ибо в них поднимаются вечные вопросы человечества: любовь и ненависть, трусость и геройство, высокие порывы и низменные страсти, царящие в богатых дворцах и ветхих лачугах.

Особое место в творчестве Явдата Ильясова занимают и имеют большое познавательное значение его повести о великом классике мировой литературы, знаменитом поэте и ученом Омаре Хайяме. Это «Заклинатель змей» и «Башня молчания» из задуманной трилогии, главной книги писателя. В них делается смелая попытка прояснить сложный образ персидского и таджикского поэта, астронома, математика и философа. Они захватывают читателя, как и другие его произведения, постановкой морально-этических вопросов и заставляют задуматься над многими проблемами современности. Перед нами исторически достоверное повествование, в котором автор воссоздает атмосферу времен мрачного восточного средневековья. Герой Я. Ильясова не замкнут рамками жизни Востока своей эпохи, его судьба, его труд ученого, его творческая деятельность поэта включены в широкий контекст мировой истории; несмотря на тяжкие испытания, наветы и опалу, бедность и непонимание со стороны окружающих, ни разу не изменил он себе, а своим талантом, знаниями, прогрессивными устремлениями боролся за справедливость. Как писал автор послесловия к этим книгам доктор филологических наук, лауреат международной премии имени Фирдоуси Ш. М. Шамухамедов, этими повестями Я. Ильясов поставил памятник не только Омару Хайяму, но и себе самому.

Произведения Явдата Ильясова опубликованы в Ташкенте (на русском и узбекском языках), Нукусе, Душанбе, Москве, Вильнюсе (на литовском языке), Братиславе (на словацком языке); общий тираж их превышает три миллиона экземпляров.

Успехом пользовался художественный фильм «Канатаходцы» (киностудия «Узбекфильм», 1965 год) по сценарию Я. Ильясова и А. Ташкенбаевой, завоевавший приз на кинофестивале стран Азии и Африки. Много лет на сценах театров Фрунзе и Ташкента шел балет «Томирис» по повести нашего земляка «Пятнистая смерть», а на студии «Узбектелефильм» был снят и одноименный художественный фильм, показанный затем и по Центральному телевидению. В основу оперы «Леопард из Согдианы» был положен роман Я. Ильясова «Согдиана».

У нашего земляка были большие литературные замыслы — около десяти крупных произведений на историческую и современную тему, сатирические и научно-фантастические повести: «Мау-мау», «Тайна Таш-тенгри», «Бунга-Банго», «Генерал Шерман идет ко дну», «Монах, восставший против неба», «Седой человек на сером коне» и другие, но автору не суждено было их завершить. А ведь повесть «Седой человек на сером коне» замышлялась как широкое полотно о сложном периоде истории Средней Азии: о захвате городов и государств арабами, о насаждении новой религии — ислама, о трудной борьбе согдийцев за независимость. Эта книга должна была рассказать о восстании Муканны, легендарном вожде «людей в белых одеждах». Отрывки из нее были опубликованы на страницах газеты «Комсомолец Таджикистана» (16, 18, 21 декабря 1988 г.) Олегом Панфиловым, который под влиянием произведений Я. Ильясова стал ученым-востоковедом. Остались неиспользованными и несколько киносценариев. Но и опубликованное показывает, какой это был замечательный художник слова, какой большой вклад внес он в развитие русскоязычной литературы среднеазиатского региона. Он и сегодня с нами, продолжает жить в своих произведениях и в нашей памяти, в письмах-откликах читателей, воспоминаниях друзей, собратьев по перу.

О нем написано свыше ста рецензий и откликов, по его творчеству филолог И. П. Варфоломеев защитил кандидатскую диссертацию (1971 г.). Мною составлен био-библиографический указатель и несколько альбомов о писателе-земляке. Эти материалы — начало большой поисковой работы по истории села Исламбахты и его уроженцах.


Рафмир Гареев