Дом творчества «Дурмень» Союза писателей Узбекистана – историческое место, наполненное аурой личностей писателей, на протяжении почти девяносто лет создававших в там произведения, ныне ставшие классикой русской и узбекской литературы.

 

«Дурмень – живописное место в пригороде Ташкента в стороне от трассы, ведущей к Чимганским горам и Бричмулле, воспетыми поэтами и бардами, вдохновлявших художников многих поколений. Здесь с середины 30-х годов располагается по-домашнему уютный Дом творчества писателей им. Хамзы, окружённый фруктовыми садами, виноградниками, а на въезде, клеверным полем, с которого звёздными вечерами доносится разнокалиберная дробь перепелов, – пишет в своем эссе «Ксения Некрасова в Дурмени» известный ташкентский писатель Николай Красильников. – Дом творчества был хорошо известен и любим не только интеллигенцией республики, но и далеко за её пределами. Сюда поработать приезжали писатели из многих уголков бывшего СССР. Если составить список всех знаменитостей, создавших здесь свои значительные произведения, потребуется не одна страница.

После землетрясения 1966 года Дом творчества им. Хамзы расширился. Рядом с довоенным одноэтажным домом, построенном в конструктивистском стиле, с лепной башенкой на фронтоне, выросло безликое четырёхэтажное здание – из бетона и стекла, с лоджиями, гулкими коридорами, с биллиардом и с телевизором на каждом этаже в просторном холле. С тыльной стороны фасада поблёскивал бирюзовой гладью бассейн».

 

В наши дни это здание является основным в Доме творчества. В нем располагается конференц-зал, комната отдыха, библиотека, столовая, уютный холл с большим аквариумом и красивыми рыбками в нем. Но и историческое, первое здание, построенное еще в период губернаторства Константина Петровича фон Кауфмана, сохранилось, и, как и прежде, в его комнатах живут писатели Узбекистана. Каждого гостя на въезде в Дом творчества встречает орел, распахнувший крылья. За ним журчат воды широкого арыка. На небольшой площади устроен фонтан, рядом с которым и находится первое здание Дома творчества. Два сидящих льва у белых колонн, поддерживающих свод айвана, охраняют покой людей творчества. Сохранились ли эти стражи с конца девятнадцатого века или их поставили позже, неизвестно. Но известны имена постояльцев этого дома, имена которых ныне вызывают благоговение в сердцах современников, а их портреты украшают коридоры дома Союза писателей Узбекистана и входной портал Дома творчества. Кроме двух основных зданий Дом творчества предоставляет писателям коттеджи для индивидуального проживания. На двух таких коттеджах висят памятные доски, напоминающие о том, что здесь жили Зульфия и Абдулла Арипов.

 

Обрамлены, висят портреты в ряд.

Вот Лермонтов, вот Байрон, вот Фуркат.

Они, кому был мир когда-то тесен,

На мир из рамок тесных вдаль глядят.

 

Это строки из стихотворения А.Арипова в переводе Н.Гребнева из книги стихов «Ветер моего края», изданной Союзом писателей Узбекистана в 2021 году к восьмидесятилетию поэта. Особые чувства вызывают они, когда сидишь на скамейке рядом с местом, где проживал Народный поэт...

 

Старожилы Дома творчества помнят многие имена и охотно рассказывают молодым о своих встречах с известными писателями. В эссе «Ксения Некрасова в Дурмени» Николай Красильников передает рассказ Владимира Александровича Липко о писателях, некогда живших в «кауфманском» доме:

 

«Он предложил мне прогуляться по старому корпусу, познакомить меня с «тенями великих современников». Коридор в старом корпусе был широким и длинным. В окна сквозь густую листву деревьев с улицы едва просачивались солнечные лучи. Бархатная дорожка из старого ворсистого ковра пружинила и «гасила» шаги. Стены между комнатами были толстыми, за ними в летний зной – прохладно, а в зимние холода – тепло. Знали умельцы-строители, как перехитрить местный климат. Да и стрёкот машинок – инструмент писателей – был слабо слышен.

Проходя коридором, Владимир Александрович останавливался почти у каждой двери и, голосом опытного экскурсовода, благоговейно рассказывал:

– В этой комнате во время войны жила Ахматова. После завтрака в общей столовой, она обычно никуда не выходила из своей «кельи», а после обеда – гуляла по саду, принимала редких гостей. А за этой дверью жил – Чукоккала, так за глаза, плохо выговаривая, местные литераторы называли Чуковского. Корней Иванович постоянно находился в работе: что-то писал, что-то редактировал… Даже за непривычной пиалой чая «плавал» где-то в облаках. На прогулке его узнавали издалека по прыгающей походке и длинной чёлке. А эта дверь и вовсе историческая. Я как-то по ошибке открыл её, а там по комнате взад-вперёд ходит какой-то пожилой человек в восточном халате и с полотенцем на голове, что-то жестикулирует и говорит, говорит, а за столом сидит барышня и записывает его слова на бумагу. Я сразу понял, что попал в чужую комнату, извинился, а незнакомец в халате кивнул: «Ничего, мол, бывает!» - и продолжил диктовать, а барышня записывать. Потом мне сказали, что это был писатель Василий Ян, а барышня – стенографистка. Так он работал над завершением своей знаменитой исторической трилогии – "Чингизхан", "Батый" и "К "последнему" морю".

Владимир Александрович остановился, перевёл дыхание и продолжил:

– Про наших классиков – Айбека, Гафура Гуляма, Абдуллу Каххара и других, пожалуй, пропущу, не стану рассказывать. Долгими покажутся воспоминания. Они свои, родные, и в Дурмени были частыми гостями. Их аурой до сих пор дышат эти стены, деревья в саду, сам воздух. Иногда кажется, закрою глаза и могу поговорить с ними о жизни.

Но вот мы и у комнаты Липко. Владимир Александрович достал из кармана ключ, открыл дверь, пригласил войти. На столе стоял графин с водой, стакан. Рядом – чайник разрисованный маками, две пиалы: вторая - для гостей. В вазочке – горный мёд. Им снабжает писателей завхоз Дома творчества. В самом углу – стопка бумаги, поверх – шариковая ручка.

Владимир Александрович потрогал чайник ладонью, улыбнулся: ещё тёплый! Разлил зелёный напиток по пиалам: «Пейте, не стесняйтесь. В жару чай утоляет…» – и продолжил начатый литературный экскурс по дому, который теперь мне показался музеем:

– В комнате, где мы сидим, во время войны и после жила Вера Инбер...»

 

В наши дни дом творчества называется «Дурмон Ижод Уйи», что и переводится как «Дом творчества Дурмень», по названию поселка, за которым он находится. Радует то, что и в наше время он наполнен энергетикой вдохновения, а на его территории, как и в былые годы, писатели наслаждаются тишиной и свежим воздухом и занимаются творчеством.

За вдохновением туда приехали и участники литературного форума «Дурмон бахори». Форум организовал Союз писателей Узбекистана по инициативе Совета по русской литературе. Целью форума было общение писателей, которые состоят в различных литературных объединениях Ташкента, но все пишут на русском языке. Поделиться опытом писательского мастерства, поговорить о насущных задачах, о творчестве, познакомиться с молодыми авторами, которые продолжат традиции русской литературы в Узбекистане – это далеко не полный перечень задач, поставленных перед форумом организаторами.

Два дня на разных площадках Дома творчества работали мастер-классы по прозе, поэзии и детской литературе. Известные литераторы рассказывали начинающим авторам об азах поэтического творчества, о современных тенденциях в русской прозе, об особенностях восприятия художественного текста детьми разного возраста. Николай Ильин, Евгений Абдуллаев (литературный псевдоним Сухбат Афлатуни), Раим Фархади, Олег Бордовский делились личным опытом, рассказывали о своем творчестве. На семинарах разбирали работы участников и давали советы по совершенствованию писательского мастерства. Рекомендации, связанные с возрастными особенностям восприятия текстов детьми разного возраста, дала семейный психолог Ирина Николаевна Подуфалая.

Круглый стол на тему критики литературных произведений, начатый с доклада литературоведа Рэны Вихровой, перешел в дискуссию. Что такое критика как литературный жанр? Чем профессиональная критика отличается от обзора? Как авторам реагировать на критику? Критика – это помощь автору или читателю? Эти и многие другие вопросы раскрывали в беседе со слушателями редактор журнала «Звезда Востока» Елена Долгополова и редактор журнала «Восток свыше» Лейла Шахназарова.

Мастер-класс на актуальную тему о переводах с русского и на русский профессионально раскрыл поэт, переводчик Николай Ильин. А музыкальный вечер «На крыльях музыки и слова», посвященный поэзии и песне во всем разнообразии ее жанров растянулся до глубокой ночи и доставил огромное удовольствие всем, кто в это время находился в Доме творчества.

Начал вечер Заслуженный деятель искусств, ведущий режиссер-постановщик театра оперы и балета им. Навои Андрей Евсеевич Слоним. Он приехал на форум со своей командой: концертмейстером, композитором Людмилой Слоним, ведущими солистами оперы, лауреатами Международных конкурсов Еленой Шавердовой и Лятифе Абиевой. На импровизированной сцене, устроенной на ступеньках здания первого дома писателей, о котором в своем эссе рассказывает Николай Красильников, были исполнены романсы и песни, любимые слушателями с детских лет. Путеводителем по особенностям того или иного произведения звучал рассказ Андрея Евсеевича, предваряющий завораживающее пение солистов. Романсы на стихи А.С.Пушкина «Певец», «На холмах Грузии...», Е.Бекетовой «Сирень», С.Есенина «Белая береза...», А.Ахматовой «Здравствуй!..», М.Исаковского «Тропинка», подхваченные весенним ветром, разлетались по округе чарующими звуками музыки Рубинштейна, Римского-Корсакова, Аракишвили, Рахманинова, Прокофьева, Блантера. Песни «Золушка» Игоря Цветкова на стихи И.Резника в исполнении Лятифе Абиевой и «Гуси-лебеди» Френкеля на стихи Танича в исполнении Елены Шавердовой тронули самые потаенные струны души слушателей.

Оперных певцов на сцене сменил рок-музыкант, поэт, руководитель рок-группы «Крылья оригами» Ашот Даниелян. Он рассказал об истории рока, иллюстрируя рассказ исполнением хитов рока и песнями собственного сочинения, любимыми поклонниками его творчества не только в Узбекистане, но в Казахстане, Грузии, где он бывает с концертами.

Музыкальную программу продолжили барды клуба «Арча» Михаил Михелев, Любовь Кудрявцева, Мурад Якубджанов. Каждый из них оригинален своей собственной техникой игры на гитаре, особым подходом к подбору стихов и музыки.

Литературный форум прошел в дружеской атмосфере, способствующей размышлениям о литературе в общем, о русской литературе и русском языке в нашей стране, о личном творчестве. Многие темы остались за программой форума. О многом еще хотелось бы поговорить. Вопросы, связанные с развитием русской литературы в Узбекистане, волнуют всех авторов, пишущих на русском языке, независимо от писательского опыта. Форум 2022-го года стал первой ласточкой и собрал на своих площадках представителей русского писательского сообщества, которые своим творчеством поддерживают русскую культуру в Узбекистане. Продолжение возможно. Главным итогом форума можно считать факт того, что русская литература в Узбекистане живет, а неравнодушные люди стараются что-то делать для ее дальнейшего поступательного развития.

 

Ташкент, 28-29 мая 2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото Г.Долгая и И.Кепанова.

 

 *  *  *

 

Радио Узбекистан 24 - 87.9 FM
Литературная гостиная
«Форум литераторов в Дурмене»
Ведущая Наталья Юдина.
Эфир 4 июня 2022 г.

 [скачать - zip-56,2Mb-mp3]